|
Туполев Андрей Николаевич
10 ноября 1888
23 декабря 1972
Авиастроение
|
|
- В 1918 году вместе с Н.Е. Жуковским был одним из организаторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
- В 1920-х был одним из организаторов производства кольчугалюминия, первого советского авиационного сплава.
- В 1924 году спроектировал первый советский цельнометаллический самолет (АНТ-2).
- В 1925 году первым в авиастроении внедрил в своем ОКБ макетирование конструкций.
- В 1925 году первым в мире обосновал схему свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой строительной высоты, с двигателями в его носке.
- Создал первый в стране опытный завод цельнометаллических самолетов.
- Опытным путем доказал, что дюралюминий в самолетостроении — достойная замена и непрочному дереву, и тяжелому железу.
- Будучи руководителем КБ, разработал и внедрил технологию крупносерийного производства металлических самолетов.
- Внедрил практику организации на заводах филиалов основного КБ (что ощутимо ускоряло производство), и создание при КБ летно-доводочных баз (что сокращало сроки испытаний опытных машин).
- Под руководством Туполева было создано множество военных и гражданских самолетов, в том числе первый боевой цельнометаллический самолет (АНТ-З, разведчик Р-3), стратегический бомбардировщик (Ту-4), первый советский реактивный бомбардировщик (Ту-12), турбовинтовой стратегический бомбардировщик (Ту-95), первый советский реактивный пассажирский самолет (Ту-104), первый турбовинтовой межконтинентальный самолет (Ту-114), среднемагистральные самолеты (Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154), сверхзвуковой пассажирский самолет (Ту-144). Военные самолеты, а также торпедные катера Туполева широко применялись в годы Великой Отечественной войны, гражданские стали основой авиапарка «Аэрофлота» и эксплуатировались в десятках стран.
|
|