Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Гулиа Нурбей Владимирович

Номинирован пользователем Александр Лаврентьев

Изобретатели
всего голосов
331

День рождения: 6 октября 1939 г.

Место рождения: г. Тбилиси (бывший СССР, теперь республика Грузия)

Семейное положение: женат

Деятельность и интересы: инженерия, литература, спорт

Н.В. Гулиа решает и экологические задачи, например, в области защиты от «глобального потепления». Он избран Академиком международной академии экологии и природопользования, зарегистрированной кроме РФ, в США, Китае и других странах. Еще факты

Открытия

Первый в мире патент на безопасный маховик принадлежит Н.В. Гулиа. Он добился буквально феноменальной безопасности разрыва ленточных супермаховиков. У разорванного при вращении ленточного супермаховика приклеивается оторвавшийся внешний виток ленты – и супермаховик снова в рабочем состоянии. Разрыв же обычных маховиков сопровождается образованием крупных (обычно трех) осколков, которые не хуже снарядов пробивают метровые стены

Для передачи вращения от быстро вращающегося маховика на колеса автомобиля существующие передачи не годятся. Сегодня на ЗИЛе готовятся испытать бесступенчатый вариатор Гулиа, в котором используется эффект стекленеющей смазки. Он проще и дешевле всех ныне существующих агрегатов, по размерам меньше известных нам коробок передач и для него не нужно сцепления.

Зубчатая передача с переменным углом вращения (универсальный шарнир)

Биография

Родился Н.В. Гулиа 6 октября 1939 года в г. Тбилиси (бывший СССР, теперь республика Грузия). Там же закончил школу и Политехнический институт. Уже студентом имел научные труды и изобретения. Первое изобретение, еще в 1961 году, касалось автомата для изготовления папирос, хотя сам изобретатель при этом некурящий! В 1963 году Н.В. Гулиа поступил в аспирантуру в Москве и в 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по использованию маховичного накопителя для землеройной машины – скрепера.

В мае 1964 года Н.В. Гулиа подает заявку на изобретение первого супермаховика – энергоемкого и разрывобезопасного маховика, в том виде, как он сейчас разрабатывается и используется во многих странах мира. Но затянувшаяся почти на 20 лет экспертиза этого изобретения (патентный документ был выдан лишь в 1983 году!) не позволила автору воспользоваться своими правами на это изобретение, хотя приоритет и остался за ним.

В январе 1965 года Н.В. Гулиа публикует статью о прочностно-энергетическом расчете маховиков, которым сейчас пользуются во всем мире. В декабре этого же года в большой статье в популярном журнале «Изобретатель и рационализатор» Н.В. Гулиа предсказывает маховикам то будущее, которое стало реальностью совсем недавно. Супермаховики огромной энергоемкости, их магнитная подвеска в вакууме, оригинальные бесступенчатые трансмиссии для привода машин от маховиков и другие современные достижения в этой области – все это было описано в статье еще в 1965 году Н.В. Гулиа.

После защиты диссертации в 1965 году Н.В. Гулиа на пару лет приезжает работать снова в Тбилиси, где испытывает новый изобретенный им вариатор – механический бесступенчатый привод, и, объединив его с маховиком, ставит на автомобиль-грузовик УАЗ-450. Маховик с вариатором превратил силовой агрегат автомобиля так называемый «гибридный», позволяющий экономить до половины топлива.

В Тбилиси Н.В. Гулиа узнает о начале строительства в г. Тольятти гигантского автозавода, и переезжает работать в этот город. Но у строящегося завода были тогда свои проблемы и гулиевские «гибриды» там не прижились. В 1971 году, когда Волжский автозавод выпустил свой первый автомобиль, Н.В. Гулиа переехал на работу в г. Курск, где возглавил кафедру теоретической механики в местном политехническом институте. В Курске в 1972-73 годах Н.В. Гулиа провел весьма трудоемкие испытания городских автобусов с маховичными гибридными агрегатами.

В 1977 году Н.В. Гулиа снова переезжает в Москву. Работает в Московском государственном индустриальном университете (МГИУ), сначала профессором кафедры «Автомобили и двигатели», а затем и до сих пор – заведующим кафедрой «Детали машин». Основным изобретением Н.В. Гулиа последних лет является так называемый супервариатор-бесступенчатый привод, позволяющий одновременно увеличить и КПД и диапазон варьирования, что ранее считалось невозможным.

Н.В. Гулиа опубликовал сотни научно-популярных статей практически всех издаваемых в СССР, а потом России массовых научно-популярных журналах. Десятки книг, изданных на русском и ряде иностранных языков, посвящены цели популяризации научного направления автора. Интересно, что связи с немецкими фирмами у Н.В. Гулиа завязались именно благодаря этим популярным, а не чисто научным книгам, изданным в Германии на немецком языке. Всего научных трудов у Н.В. Гулиа свыше 500.

Сейчас Н.В. Гулиа, помимо работы заведующим кафедрой МГИУ, является Главным конструктором и членом Совета директоров компании «Комбарко», занимающейся разработкой, выпуском и реализацией вариаторов, изобретенных Н.В. Гулиа.

 


Рассказать друзьям: