Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Глушко Валентин Петрович

Авиастроение
всего голосов
85

День рождения: 20 августа 1908 г.

День смерти: 10 января 1989 г.

Место рождения: Одесса

Семейное положение: женат несколько раз (официально или гражданским браком). Жены: Сусанна Михайловна Георгиевская (1927—1930), Тамара Саркисова (ок. 1940—1944), Магда Максовна Глушко, Лидия Перышкова (1961—1989)

Деятельность и интересы: ракетостроение, астрономия, космонавтика

Параллельно с учебой в училище брал уроки живописи и музыки по классу скрипки сначала в Одесской консерватории (1920—1922) у профессора Столярова, а затем в Одесской музыкальной академии. Еще факты

Образование, степени и звания

1953, Академия наук СССР: член-корреспондент, доктор технических наук (без защиты диссертации) - 1957

1925-1929, Ленинградский государственный университет: выпускник

Работа

1927-1929, Главное геодезическое управление Ленинграда: сотрудник (геодезист)

1974-1989, НПО «Энергия»: директор и генеральный конструктор

Открытия

В 1930 году разработал конструкцию и начал изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ОРМ-1.

Предложил в качестве компонентов ракетного топлива азотную кислоту, растворы азотного тетроксида в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием.

В 1931 году предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданную подвеску ЖРД для управления полетом ракеты.

Биография

Видный советский инженер, основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетно-космической техники, конструктор первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД посвятил большую часть своей научной жизни. Его двигатели стоят практически на всех советских космических ракетах-носителях, от «Востоков» до «Союзов».

Участвовал в создании первого спутника и ракеты, отправившей в полет на орбиту Земли первого космонавта, занимался разработкой двигателей для первой ракеты с ядерным зарядом и первых стратегических ракет. Считается, что из-за разногласий Глушко с С.П. Королёвым по поводу типа топлива для двигателя первой лунной ракеты Н-1 Советский Союз в конце 1960-х потерпел поражение в «лунной гонке» и утратил статус доминирующей космической силы. По инициативе Глушко работы над ракетой-носителем Н-1 были свернуты — вместо этого он предложил заняться (и впоследствии руководил) созданием многоразовой космической системы «Энергия—Буран». Возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитальной станции «Мир». Руководил разработками программ создания лунных поселений, новых космических кораблей многоразового использования, освоения Марса и Венеры, полетов к астероидам. Под руководством Глушко создано более полусотни ЖРД и их модификаций на высоко- и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

Слыл упрямым, целеустремленным исследователем. По воспоминаниям современников, отличался гордостью и аристократичностью хорошо воспитанного человека. Опубликовал 222 научных труда, был главным редактором «Справочника по термодинамическим и теплофизическим свойствам веществ» в 10 томах. Действительный член Международной академии аэронавтики, был удостоен пяти орденов Ленина, Ленинской премии СССР (1957), Государственной премии СССР (1967, 1984) и многих других наград.


Рассказать друзьям:

Проверь cвои знания
об ученом! Всего 12 вопроса

1. Книгу «Межпланетные путешествия», о которой Глушко упоминал в письме К.Э. Циолковскому, написал