Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Лебедев
Сергей Васильевич

13 июля 1874 — 2 мая 1934
Химия
всего голосов
31

Борьба за каучук.

Роман, 29 октября 2010
Нет ничего проще, чем добыть каучук. Достаточно взять острый нож, найти ближайшее дерево гевеи и аккуратно надрезать кору. За несколько часов через этот надрез вытечет 50-60 грамм вязкой белой жидкости – латекса. Что-что? В парке возле вашего дома нет ни одной гевеи? Значит вам просто необходимо знать имя Сергея Васильевича Лебедева – первого человека, который научил мир синтезировать искусственный каучук.

История каучука интересна тем, как менялось отношение людей к этому необычному веществу. Европейцы впервые узнали о нем после экспедиции Колумба, но отнеслись как к очередной диковине и благополучно забыли на несколько веков. В 1823 году Чарльз Макинтош запатентовал плащ из ткани, пропитанной каучуком – непромокаемый, но ужасно пахнущий, липкий в жару и твердый в холодную погоду. Десятилетием позже Чарльз Гудьир нашел способ превращения каучука в резину. И это, безусловно, было событие. Прочный, упругий, водонепроницаемый материал – находка для инженера. Цены на каучук взлетели выше самой высокой гевеи. Мир охватила новая, еще не изведанная болезнь – каучуковая лихорадка. Страны Южной Америки озолотились на экспорте латекса, авантюристы под страхом смертной казни вывозили семена гевеи и выращивали «плачущие» деревья в Азии и Африке. Химики – талантливые и целеустремленные люди из самых разных стран – пытались получить синтетический аналог материала. Эксперименты шли с переменным успехом, но главная цель – дешевый и массовый каучук – по-прежнему лишь дразнила исследователей.

Советский Союз, с его набирающей обороты военной и промышленной машиной, нуждался в каучуке как, наверное, никакая другая страна в мире. В первую очередь - на производство шин для автомобилей. 11 апреля 1926 года Всесоюзный совет народного хозяйства объявил международный конкурс на лучший способ получения синтетического каучука. Требования – дешевизна, качество и использование отечественного сырья. Времени – в обрез: первого января 1928 года на столе у комиссии должны лежать два килограмма готового продукта.

Задачу такого уровня могли решить лишь две лаборатории в стране – одна под руководством Сергея Васильевича Лебедева, другая – под началом Бориса Васильевича Бызова. Лебедев, химик «старой школы», единственный в своей лаборатории имел опыт подобной работы – уже с 1908 года он проводил опыты по полимеризации бутадиена. Семь его сотрудников учились в процессе. Их жесткий, иногда резкий и вспыльчивый руководитель установил строжайший график – начало рабочего дня в девять утра, завершение – в одиннадцать вечера. Никаких выходных и праздников. Почти никакого финансирования. Никакой уверенности в успехе.

В чем не было недостатка – так это в проблемах. Какое использовать сырье? Лебедев с сотрудниками сделали ставку на этиловый спирт, в лаборатории Бызова работали над извлечением бутадиена из нефти. Лебедеву необходимо было подобрать катализатор для превращения спирта в бутадиен – и он справился, сегодня его находка носит название «катализатор Лебедева». Бутадиен нужно было охлаждать до отрицательной температуры – сотрудники лаборатории носили лед из Невы и смешивали его с солью, такая смесь способна держать температуру около -21°С. Окончательный синтез полимера – «сшивание» бутадиена в каучук - проводили в бутылках из-под лимонада.

«Диолефин» - так назвали сотрудники лаборатории Лебедева полученное вещество. 30 декабря 1927 года, за сутки до конца конкурса, аспирант Валентин Краузе привез два килограмма драгоценного груза в Москву. Лаборатория Бызова тоже представила свой образец. Комиссия изучила обе работы и отдала предпочтение Лебедеву и его сотрудникам. Однако результаты группы Бызова не пропали – их тоже использовали при постройке в 1930-1932 годах первого в мире завода по производству синтетического каучука. В Германии аналогичное производство смогли наладить лишь в 1936 году. Соединенные Штаты опоздали еще на несколько лет.

По дорогам страны покатилась первая автомобильная покрышка из искусственного каучука. Через 16 тысяч километров она стала уже музейным экспонатом.

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ