Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Логинов
Иван Григорьевич

Номинирован пользователем Vova

25 мая 1924 — 21 апреля 2008
Изобретатели
всего голосов
16

SIC ITUR AD ASTRA (ТАК ИДУТ К ЗВЕЗДАМ)

Vova, 29 октября 2010
Чернобыль… Мир замер от неожиданности и полной неопределенности. Прильнув к экранам телевизоров, недоумевали: Кто же управляет бульдозерами, вспарывающими почву и толкающими зараженные радиацией обломки? В кабинах пусто!... Трактористов нет!... Немногие знали, что чудо-бульдозеры появились из минувших 60-тидесятых, а основоположником автоматизации в отечественном машиностроении был скромный тракторист-первоцелинник И.Г.Логинов…
В далекие 20-е прошлого века в семье крестьянина-середняка родился мальчик – Ванька. Ох и тяжелое же было время – голодное, холодное, послереволюционное, послевоенное. В поисках лучшей доли семья прошла через стройки «Турксиба» и потерю там детей; тюремный срок для Матери за выпечку и продажу пирожков и ее побег; вербовку на Дальний Восток, где Ванька заболевает сыпным тифом, пока на какое-то время не осели Николаевске–на-Амуре. Ванька учится в семилетке, учится не плохо, но голова постоянно что-то изобретает. Впервые слово «изобретать» он услышал от солдата, который тянул в их барак электричество и заметил, как Ванька мастерит лодку. Теперь он мечтает построить свой паровоз – а пока сделал маленький, за который на школьной олимпиаде получил приз - книгу «Юный конструктор». С тех пор его карманы набиты гайками, болтами, железками и прочими металлическими россыпями…
Но рядом – Амур. Поэтому следующий шаг - мореходка. Но как же это не просто, а порой – страшно… Практика на пароходе «Москальво» расширила Ванькины горизонты – «Мыс Лазарев», «Погиби», бухта «Де-Кастри», Татарский пролив, Охотское море, Японское море… В один из рейсов попадают в страшный шторм. Повалил снег, палуба обледенела. Ивану нужно было подняться на ботдек, а оттуда – в рубку. Едва оказался на ботдеке, как пароход очередной волной накренило на правый борт. Ухватиться не за что – место, где обычно стояла шлюпка, оказалось открытым. И Иван по обледенелой палубе скатился в море, успев ухватиться за конец (веревка). Что было дальше – он не помнил. Но чтобы разжать его руку конец пришлось обрезать с обеих сторон. С морской романтикой было покончено навсегда…
Началась Великая Отечественная Война. С 1942 по 1946 служил в армии механиком телеграфа, участвовал в боевых действиях против Японии и был награжден медалью «За победу над Японией».
После войны надо было заново учиться жить мирно. Начал работать слесарем. В это же время получает два авторских удостоверения на технические усовершенствования, заканчивает училище механизации сельского хозяйства» и с дипломом тракториста-машиниста едет поднимать целинные и залежные земли в совхоз «Иртышский» Павлодарской области КазССР. Первые же борозды пахоты обнаружили, что прямолинейность держать совсем не просто. Тем более на целине – трактор С-80 работал с одним плугом П-5-35, смещенным по прицепу вправо. Поэтому и тянет вправо, вынуждая тракториста все время подправлять трактор влево. Нагрузка на левую руку большая. Уже к концу гона в 3-4 километра она немеет и без помощи правой пальцы не разжать. А результат плачевный – борозда кривая, словно пьяная. Мало того, что некрасивая, еще и энергозатратная: удлиняется путь, тратится время, уменьшается производительность. Как же не хотелось пахать «а бы как» поле – ровное, безбрежное, под небесным куполом, овеваемое свежим ветерком, оно покоряло своей первозданной чистотой. И вызывало почтительное к себе отношение… А потому приходилось крепко шевелить мозгами – как скромняге «С-80» выдержать прямолинейность. Вооружившись школьной тетрадкой в линейку и химическим карандашом (простых тогда не было) Иван стал делать эскизы витающих в голове деталей трактора-автомата с копирующим устройством. Тетрадка заполнялась различными вариантами узлов и деталей пока еще не ясного, но будоражащего воображение детища, которое, в итоге, должно было улучшить качество работы, облегчить труд, позволить одному трактористу управлять 2-3 тракторами… Много ушло времени, много людей прошло мимо, прежде чем встретились единомышленники, сумевшие, полистав его школьную тетрадку с примитивными эскизами, что-то в них усмотреть, интуитивно или еще каким-то непостижимым чутьем «унюхать сахарную косточку» и проникнуться естественным человеческим желанием помочь… Потом будут испытания, разочарования, вновь мучительно долгие испытания… На Пленуме ЦК КПСС 16 декабря 1958г. Логинов И.Г. подробно доложил о том, как он задался целью автоматизировать управление трактором на пахоте и перевести его на дистанционное управление с прицепными орудиями. И закрутилось:
1959г. – Авторское свидетельство на изобретение «Автомат управления трактором»
1960г. – Большая золотая медаль ВДНХ СССР за успехи в народном хозяйстве СССР
1960г. – Присвоено звание «Заслуженный изобретатель КазССР» (удостоверение № 1)
Госплан Совета Министров СССР издал Указ изготовить 100 комплектов чертежей автоматического устройства и разослать их по 80-ти предприятиям в разные концы страны – от Алма-Аты, где в это время жил и работал в «Институте механизации и электрификации с/х» Логинов И.Г., до Красноярска. Началась работа по внедрению автоматизации в сельскохозяйственную технику. Однако наиболее эффективно работали конструкторы Красноярского совнархоза (они дополнили автоматическое управление трактором оригинальной системой управления им по радио). Что-то делали и на других предприятиях, но постепенно энергия внедрения автоматизации стала убывать, как и материальные средства на реализацию. Однажды «Союзсельхозтехника», устроившая в Зернограде сравнительные испытания разработок различных предприятий, … пришла к выводу: «Системы дают большие отклонения от технологии, стоимость тракторов чрезмерно высока» и отказалась от дальнейшего финансирования работ.
Об изобретении трактора-автомата, как и об его авторе, надолго забыли, в то время как идея талантливого изобретателя получила дальнейшее развитие в Японии (фирма «Комацу» начала выпуск радиоуправляемых дорожно-строительных машин, считая это переворотом в машиностроении), в Финляндии (тракторы «Торо»), в Канаде.
С тех пор автор трактора-автомата окончил сельскохозяйственный институт. Переехал из Казахстана в Беларусь. Долгие годы работал инженером-конструктором, возглавлял экспериментально-исследовательский отдел на «Заводе автоматических линий» в г.Барановичи, где выполняли заказы отделов СКБ на изготовление и отработку опытных узлов проектируемых автоматических линий отдельных станков и многое другое. Получил еще 11 авторских свидетельств за технические изобретения…
И вот Чернобыль… Беда вынудила вспомнить именно отечественные разработки и достижения, поскольку японские и финские слабо-мощные машины оказались бессильны…
Как Вам такой человеческий маршрут:
Голод и холод – болезни - бытовая неустроенность - испытание «себя» в различных ипостасях – шанс утонуть – война и постоянная угроза смерти от пули «кукушки» - целина и авитаминоз – школьная тетрадь и химический карандаш – Победа – Пленум ЦК КПСС – Большая золотая медаль ВДНХ СССР – получение высшего образования – забвение – Правда Чернобыля…

Хочется закончить цитатой из «Энеиды» великого Вергилия:
«Mact(e) animo, generose puer, sic itur ad astra»
Хвала тебе, благородный отрок, так идут к звездам…

P.S.
О не простой жизни этого неординарного человека его вдова Логинова Евгения Ильинична (псевдоним – Евгения Григораш) написала документальную повесть и выслала ее в:
- газету «Известия» журналисту С. Лескову (под названием «Жизнь длиною в ХХ век»);
- журнал «Знамя» (под названием «Прогулки под бдительным оком «кукушки»).

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ