Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Бенардос
Николай Николаевич

Номинирован пользователем steelaxe

26 июля 1842 — 8 сентября 1905
Изобретатели
всего голосов
134

Пароход Бенардоса

moroix, 26 октября 2010
Имя Николая Бенардоса известно научному и инженерному сообществу прежде всего в ассоциации с понятием «электросварка». Действительно, Николай Николаевич первым в мире сумел реализовать идею американца Э. Томсона об использовании электрической дуги для нагрева и сварки металлических предметов. И все остальные изобретения в области дуговой электросварки лишь в какой-то мере развивали и дорабатывали идеи, выдвинутые Н. Бенардосом ещё в XIX веке. Однако помимо электросварки и других технических новшеств (всего у выдающегося русского инженера насчитывается почти две сотни изобретений), Бенардос имел в своём активе пример очень нетривиального решения достаточно серьёзной проблемы силами и средствами, доступными на то время.

Речь о колёсном пароходе, строительство которого Бенардос закончил в 1877 году. «Эка невидаль!» - скажет более или менее подкованный читатель, и в чём-то будет прав, ведь в ту пору большинство пароходов двигались именно за счёт энергии паровой машины, которая передавалась на колесо с лопастями. Но пароход Бенардоса был уникален тем, что с помощью выдвижных цилиндров мог преодолевать отмели и даже небольшое расстояние по суше.

Тут, наверное, стоит сделать небольшое отступление. Во второй половине XIX века главными транспортными артериями России, несмотря на уже появлявшиеся железные дороги, были реки. Зимой по их замёрзшему льду передвигались обозы, летом нескончаемым потоком тянулись караваны барж. Проблема была в том, что даже крупнейшие реки, такие, как Дон, Днепр или Волга, при всей своей формальной судоходности были похожи на нынешние российские дороги, то есть проехать-то по ни можно было, но зачастую только чисто теоретически. Сложная, и, главное, постоянно меняющаяся гидрография делала, например, судоходство на Волге невозможным без таких профессий, как лоцман или бурлак. Опытный лоцман был на вес золота, а бурлаки тянули свои заунывные песни по берегам великой реки уже и после появления пароходов, помогая им проходить мелкие участки.

С позиций века XXI решение проблемы очевидно: поставить, где надо, плотины, где-то углубить дно земснарядами, прорыть, при необходимости, канал или даже новое русло… Но в распоряжении Бенардоса (да и всей тогдашней России) не было достаточных ресурсов. Забегая вперёд, стоит отметить, что даже постройка одного парохода практически его разорила. Поэтому решение требовалось найти исходя из имеющихся средств. И Бенардос его нашёл, причём решение его было действительно несложным и оригинальным.

Основным движителем его парохода было поворотное лопастное колесо, которое вращала паровая машина. Однако на отмелях или у берега пароход Бенардоса мог двигаться с помощью опускавшихся боковых цилиндров. Цилиндры вращались лебёдками, которые, в свою очередь, приводились в действие физической силой находящихся на пароходе людей. Такое решение позволяло, в случае массового использования, значительно сэкономить время доставки грузов по рекам и сократить использование людей в речном транспорте. Ведь, помимо участков, на которых суда двигались тягой бурлаков, были в России и такие водные пути, где приходилось часть груза сгружать с кораблей и перевозить обозами по суше до того места, где река вновь станет полноводной, а корабли перекатывать на катках. Применяя же пароход Бенардоса, можно было избежать подобных потерь времени и затрат.

Тем не менее, как и очень многие изобретения в России, пароход Бенардоса остался не более чем дорогой игрушкой изобретателя. Не проявили к нему интереса ни капиталисты, ни чиновники. Да и кому нужно было финансировать строительство этих пароходов, если крестьян можно было обложить обозной повинностью, а бурлаки всё равно таскали суда за сущие гроши…

Однако усилия, приложенные Бенардосом к созданию оригинального парохода, не пропали втуне. Во-первых, именно на постройке парохода Николай Николаевич впервые отработал технологию дуговой электросварки крупных металлических деталей, которая впоследствии и принесла ему всемирную известность. А во-вторых, его пароход остался в истории как пример решения сложной инженерной задачи достаточно простыми и доступными техническими средствами.

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ