Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Денисюк
Юрий Николаевич

Номинирован пользователем Vladislaw

27 июля 1927 — 14 мая 2006
Физика
всего голосов
8

Отец советской голографии

Vladislaw, 23 октября 2010
Бытует мнение, что эра 3D в нашей жизни началась в 2009 году с выходом знаменитого «Аватара» и уж точно не имеет отношения к российским ученым. Но на самом деле, глядя на объемную картинку, мы забываем многолетнюю историю развития науки голографии, в которой наши соотечественники сыграли ключевую роль. Одним из них, сделавшим неоценимый вклад в эту красивейшую отрасль оптики, стал советский физик и наш современник Юрий Николаевич Денисюк.
Более чем пол столетия он посвятил научной деятельности, опубликовав около 240 работ и трех десятков изобретений. Многими из них пользуются уже сейчас, а остальные стали фундаментом для будущих разработок. Про них я и хочу рассказать подробнее.

Но для начала несколько слов о науке. Что такое голограмма мы знаем с детства, встретить ее можно и в фантастических фильма и на коробках лицензионных дисков. В основном все сводится к тому, чтобы снимок предмета отображал попадающий на него свет также как и реальный объект. И хоть принцип, позволяющий это сделать, был разработан еще в 1947 году, только благодаря Денисюку полюбоваться таким эффектом, и даже сделать его самому, теперь может каждый. А еще голограмма обладает удивительным свойством: если мы разрежем её на несколько частей, то в каждой из них будет отображаться целый объект (а не его часть) но только в худшем качестве. Кстати, такое строение напоминает человеческий мозг.

К самому же Денисюку увлечение голограммами пришло после фантастического рассказа Ефремова «Звёздные корабли». Там, на прозрачной пластинке, появляется изображение, которое «…было сделано трехмерным, а главное, невероятно живым». С тех пор он начинает экспериментировать с объемной фотографией и добивается потрясающих результатов. Самым выдающимся из них станет собственная упрощенная схема записи голограмм, теперь носящая его имя. Интересно то, что ею может воспользоваться каждый! Понадобится всего лишь лазерная указка, линза и прозрачная фотопластинка.

Несмотря на свою простоту, метод позволил получать голограммы самого высокого качества, и просматривать их невооруженным глазом при обычном дневном свете. В последствии он был доработан, и сделал возможным записывать цветные голограммы, которые теперь практически невозможно отличить от реального объекта.

С этого времени труды ученого находят самое широкое применение. Полностью базируясь на его методе, появляется такой вид искусства как «Изобразительная голография» - ответвление фотографии, где все работы снимаются объемными. По всему миру открываются выставки с 3D картинами, музеи заказывают голографическую съемку своих экспонатов. Да и выпуск таких знакомых нам защитных голограмм был бы невозможен без усовершенствованного метода получения дифракционных решеток Денисюка, необходимых для их изготовления.

Но все эти достижения кажутся не такими значимыми, когда речь заходит о перспективах. И в первую очередь в кинематографе. «Аватар» – далеко не первая попытка снять 3D фильм. Еще братья Люмьер (изобретатели кино) налаживали синюю пленку на красную и в специальных очках зрители могли увидеть стереоизображение. А вот Денисюк занимался разработками настоящей голограммы, видимой без каких-либо приспособлений. Сейчас такое устройство уже есть, его изготовили Японцы и назвали «HORN-6», это плата (по сути, видеокарта) которая может подавать на специальный экран объемное изображение 5x5x5 см. по одному кадру в секунду. К сожалению, устройству банально не хватает мощности, но и здесь мы можем воспользоваться работами ученого.
В свое время он занимался такой наукой как «динамическая голография» основы, которой заложил, кстати, советский физик Степанов. Не углубляясь в суть понятия, она открывает возможность создания «оптического компьютера» с чрезвычайно высоким быстродействием (10-12 с) и модулей оперативной памяти превосходящих существующие. А в перспективе и создания «Оптических нейронно-сетевых компьютеров», которые имитировали бы работу человеческого мозга и могли решать нестандартные задачи (к примеру, вводили бы код с картинки при регистрации).
Значит не за горами и полноценное 3D кино, и реклама из фильма «Назад в будущее».

Подводя итог, хочется сказать, что советские ученые внесли неоценимый вклад в современную науку, а говоря о Юрии Николаевиче, даже заглянули за ее грани. По этому, через несколько лет, идя на «первый в мире чисто-голографический фильм» вспомните о человеке, воплотившем рассказ в реальность, заставившем поверить в чудо и невероятную мощь науки.

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ