Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Сикорский
Игорь Иванович

25 мая 1889 — 26 октября 1972
Авиастроение
всего голосов
64

Уроки Сикорского

BorisG, 23 октября 2010
Создатель многомоторной авиации, стратегических бомбардировщиков, вертолетов, самолетов-амфибий, аэросаней Игорь Сикорский всегда щедро делился знаниями, опытом, разработками со всеми, кто мог и хотел его понять, выслушать, поспорить. Позже, первые годы эмигрантской жизни, он зарабатывал лекциями. Однако главный урок Игорь Сикорский невольно для себя дал никак не пионерам авиастроения и не любителям авиации и астрономии.
Сикорский не мог пожаловаться на отсутствие поддержки. Ему доверяли друзья, родные люди, коллеги, находились промышленники, которые поддерживали его в начинаниях, император награждал его часами с репетицией. Но при этом слишком долго он не получал признания общества.
Самые первые работы, самые первые конструкции аппаратов – модели геликоптера и аэропланы поддерживались даже обыкновенными обывателями. «После нескольких секунд в воздухе нередко несколько часов проходило в тщательном изучении результатов полета. Обычно собирался весь небольшой кружок постоянных посетителей аэродрома — т. е. люди, близко стоявшие к постройке аппарата, рабочие-механики, а также несколько постоянных посетителей из числа ярых любителей воздухоплавания. И начиналось оживленное обсуждение происшедшего полета: как аппарат оторвался от земли, в каком положении были крылышки во время поворота и т. д., и т. д.», - писал Сикорский.
Но первые успехи, несказанная удача – он, молодой студент, убеждает председателя Правления Русско-Балтийского вогоно-строительного и автомобильного завода М. В. Шидловского в реальности своих идей, строит на заводе первые одномоторные самолеты, берет со своими бипланами и монопланами первые места в конкурсах военной авиации, доказывает перспективность многомоторной авиации – и градус общественного доброжелательного отношения неуклонно снижается.
За героический перелет из Санкт-Петербурга в Киев в июне 1914 года, доказавший надежность огромного четырехмоторного «Ильи Муромца» Игорь Сикорский был награжден орденом Владимира 4-ой степени, по тому времени отличием очень высоким. По настоянию правых членов Государственной Думы, последняя постановила выдать Сикорскому сто тысяч рублей на дальнейшие работы по усовершенствованию его больших аэропланов…
И, при этом, писал современник Сикорского Константин Финне: «Несмотря на то, что «Муромец» обратил на себя внимание и, казалось, всколыхнул даже стоячую воду в обывательском болоте, широкие слои русского общества остались безучастными и не проявили ничем осязательным и существенным своего сочувствия делу И. И. Сикорского, вполне самобытному и носившему ярко национальный характер не по одному только название. Heмногие задумались над тем, что воздушный корабль Сикорского не только первый русский, но и первый в Mиpе большой, многомоторный самолет, знаменовал собою начало новой эры в авиации, что развитее воздушного транспорта при помощи таких больших аэропланов, сулило России, стране с необозримыми границами, бесконечными равнинами и слабо развитыми путями сообщений — неисчислимые выгоды. Не было сделано серьезных шагов к тому, чтобы организовать большое русское предприятие, собрать внутри страны крупные средства на открытие специального завода для постройки аэропланов Сикорского и моторов к ним...»
Меньше всего хочется скатываться в морализаторство. Но, сравнивая «тогда» и «сейчас» невозможно не увидеть грустные параллели.
«Возможно, что если бы И. И. Сикорский избрал целью своего полета не Киев, а Москву, где ему следовало поклониться тамошним золотым тельцам, то московские меценаты, поливавшие в свое время шампанским дорожки в саду у Шарля Омона, «чтобы не пылило», или жертвовавшие в 1905 году «миллион на резолюцию» и сделали бы что-либо на удивление Европы. Но шум моторов «Муромца», летевшего из биорократического Санкт-Петербурга в Киев, не достиг Москвы и постройка «Муромцев» продолжалась в маленьком петроградском аэропланном отделении (вернее мастерской) Русско-Балтийского завода в Риге…
Громадное же большинство русских людей считало, что не их дело думать о поддержке изобретения И. Сикорского. Мало ли строят всяких аэропланов? Над тем, как поддержать это русское дело, нужно было еще подумать, а это ведь отвлекало от игры в бридж, винт, преферанс и других подобных тому серьезных занятий, сделавшихся нашим бытовым явлением…»
Тем, кто предпочитал бридж и купание в шампанском, надо было потерять все, оказаться в эмиграции, где предложение Сикорского об организации производства летательных аппаратов вдруг встретило огромную поддержку в эмигрантских кругах.
«Заслуги И. Сикорского не только в том, что он создал большие многомоторные аэропланы и тем произвел переворот в авиации, но еще и в том, что потеряв все в России, он не пал духом, не оставил мысли продолжать начатое им дело, а сплотив в Америке около себя русских людей, не взирая на невероятные встреченные там трудности и препятствия, сумел развить это дело и поставить его на большую высоту... Эта горсть русских людей взялась дружно за работу, твердо веря в конечный успех дела, затеянного Сикорским. Со стороны, такая попытка казалась бесплодной фантазией людей все еще грезивших былым величием их родины, и, тем не менее, эта фантазия осуществилась несмотря на бывавшие порой очень тяжелые, равносильные полному краху неудачи.
Эти русские американцы, не занимаясь политикой, сделали для русского национального дела больше, чем все столь многочисленные в эмиграции группы и партии тех или иных оттенков занимающихся определением «платформ» для будущей России», - тот же Константин Финне.
Сикорский не просто создал многомоторную авиацию, изменившую мир. Он изменил людей, которые, в конечном итоге, меняли мир.

Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ