Поделиться  Фэйсбук Твиттер В контакте
Учёные и изобретатели России

Колмогоров
Андрей Николаевич

12 апреля 1903 — 20 октября 1987
Математика
всего голосов
2486

Прав ли гений?

Юлия Джейзи, 20 октября 2010

Мнение специалиста по теории вероятности о гениальном ученом - по сути, создателе этой сложнейшей и удивительнейшей части математики - вряд ли может быть объективным. Но все же осмелюсь его выразить.

Когда-то давно, еще в детстве, я не знала о математике ничего, кроме того, что написано в обычном общеобразовательном учебнике. И возможно, так никогда и не узнала бы. Но по счастливой случайности папа принес мне однажды номер журнала «Квант». Небольшой объем, скромный переплет, черно-белые изображения. Ничего особенного, на первый взгляд. Однако прочитав его, я улетела в иное измерение! Мне открылся невидимый, красочный, совершенный мир странных, одержимых идеями людей, необычных задач, статей про то же, что в учебниках, но вывернутое наизнанку, разрезанное на кусочки и сложенное в иных вариациях.  Мне открылся мир другой математики – колмогоровской! Ведь именно этот человек был одним из главных создателей и вдохновителей журнала.

Сейчас я могу отчетливо осознавать и говорить – мой путь на математический факультет лучшего университета в мире, МГУ им. Ломоносова, открылся благодаря ему – Андрею Николаевичу Колмогорову. Журнал «Квант», олимпиады, учитель математики, который сам когда-то был учеником Колмогорова – все в моей жизни незаметно, невидимо вело к науке. Провидение Божие? Да, если учесть, что проводником его всегда бывает человек.

Можно ли сомневаться в гении Андрея Николаевича? Нисколько. Свидетельством тому – блистательные труды: тригонометрические и ортогональные ряды, теория меры и интеграла, математическая логика, теория приближений, геометрия, топология, функциональный анализ, дифференциальные уравнения и динамические системы. Теория вероятностей, математическая статистика, теория информации, история математики. Если же говорить о прикладных исследованиях, то надо добавить к этому списку работы по механике, биологии, геологии, теории стрельбы, теории стихосложения, кристаллизации металлов, теории автоматов. И во всем он первооткрыватель, основоположник, революционер! 

Что есть гениальность? Это Божья искра, порождающая огонь, который распространяется от источника в мир через души других людей. Колмогоров всегда верил в своих учеников, верил в любого человека! Он, как ювелир, интуитивно находил таланты, нащупывал скрытые грани в природном алмазе, умел отшлифовать, не повредив внутреннего света и чистоты индивидуальности. Ученый вырастил целую плеяду одаренных учеников, отдавших науке счастье своих прозрений. Вот только академики и членкоры: И.В. Арнольд, А.А.Боровков, И.М.Гельфанд, А.Н.Мальцев, М.Д.Миллионщиков, В.С.Михалевич, С.М.Никольский, А.М.Обухов, Ю.В.Прохоров, Я.Г.Синай, Б.В. Гнедиенко, С.Х.Сираждинов, В.А.Статулявичюс, Л.Н.Большев, А.С.Монин, Б.А.Севастьянов, А.Н.Ширяев.

Давайте зададимся вопросом: для чего знаменитому, признанному гению, прижизненному классику и творцу математики в нескольких десятках ее течений и ответвлений, треть своей жизни тратить на педагогику? Известно, что Колмогоров болел душой за молодежь, тянущуюся к науке, за неуверенных юнцов, задавленных гранитными пластами мировых знаний, сухо изложенных в учебниках. На пике творческой зрелости, известности и признания он бросил всё ради реформы математического образования. Создал знаменитую ФМШ – физико-математическую школу-интернат при МГУ, в которой сам лично вел семинары, открывал научные дискуссии, ходил с учениками в походы.

Многих выпускников этого уникального заведения я узнала лично, когда училась в университете.Могу сказать – это математически счастливые люди! Странное выражение? Но точнее выразиться сложно. Образовательная система несовершенна, Колмогоров это понял сам и пытался доказать другим. Нельзя давать ответы, не задав вопросов. В любом учебнике по математике мы видим утверждения, определения, готовые доказательства. Но нигде мы не найдем причин, истоков, тех самых вопросов, на которые искали ответы великие, когда доказывали теоремы, придумывали аксиомы и формулировали строгие определения каждого понятия.

Колмогоров работал над новыми современными методиками в духе поиска противоречий, попыток найти новое. В книге «Беседы о математике и математиках» Б. М. Писаревский и В. Т. Харин заметили: «В свое время А. Н. Колмогоров анализировал понятие математической одаренности. К элементам таковой он относил алгоритмические способности (нахождение удачных, нестандартных путей преобразования сложных выражений, решения уравнений), геометрическую интуицию, а также искусство "последовательного логического рассуждения", особенно умение логически мыслить в задачах с новой, нестандартной постановкой».

Колмогоров видел, что нельзя всех учить одинаково. Есть таланты, будущие светила, благодаря которым наука способна двигаться дальше, развиваться и совершенствоваться. И таланты нуждаются в серьезной поддержке, в адекватном обучении: нестандартном, направленном на исследование и поиск, а не на запоминание готового ответа. Простая мысль? Вполне. Прав ли был гений, что тратил себя на будущее, забыв о настоящем? Государство решило, что неправ. В педагогике разберутся свои гении, решили там!

Андрей Николаевич потерпел фиаско, впервые в жизни его светлые искренние идеи не были восприняты и оценены по достоинству. Почему? Исторические причины поражений находятся в сфере многомерного и непредсказуемого человеческого фактора. Включились скрытые механизмы страха: «как бы чего не вышло».

Колмогоров тяжело переживал провал и вынужден был реализовывать замысел не в обширном океане, а лишь в узком коридоре возможностей. Через этот «коридор» мир обрел его последователей.

А представим себе на минутку, что все бы удалось. И Андрей Николаевич реализовал проект реформы образования. Сколько сейчас было бы новых технологий, сколько свершилось бы открытий людьми, которым не попался в свое время скромный журнал «Квант»! Чем они заняты сейчас, не найденные таланты? Считают финансы, прогнозируют рынки, торгуют машинами, налаживают учетные системы... Счастливы ли они? Ведь это о них болело сердце гения.

Я вспоминаю как огромное, состоявшееся счастье годы учебы в университете, пронизанные светом открытий великого ученого, наполненные его детищем – наукой! Тонкая незримая нить между ним и мной, между его желанием подарить свет и моей надеждой найти в темноте «своих» не оборвалась, не потерялась… Она продолжится дальше – к моим детям, к моим ученикам. А значит, гений прав!

 


Эксперты

Чечихин Юрий Валерьевич

генеральный директор ОАО «ИЗВЕСТИЯ».

Салтыков Борис Георгиевич

Директор Политехнического Музея г.Москвы

Хохлов Алексей Ремович

Проректор МГУ по направлению: инновации, информатизация и международные научные связи.

Суетин Николай Владиславович

Руководитель работ по развитию новых R&D проектов в России и СНГ